СЕРГИН
ВАЛЕРЬЯН АЛЕКСЕЕВИЧ


...жизнь и творчество...

Родился в 1936 г. в Красноярске. В 1958 г. окончил Иркутское художественное училище. С 1962 г. - педагог Красноярского художественного училища им. Сурикова. Действительный член Петровской академии наук и искусств. Лауреат серебряной медали Российской академии художеств, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Работы художника находятся во многих собраниях и частных коллекциях как России, так и разных стран мира.

 

В коллекции института преобладают пейзажные работы красноярских художников. Связано это, прежде всего, с наиболее ярким развитием именно пейзажа в искусстве Красноярска, начиная с 1950-х годов. Пейзаж получил столь заметное развитие, что появился термин «красноярская школа пейзажа». Начиналась она с имен Б. Я. Ряузова, Т. В. Ряннеля, В. А. Сергина, Ю. И. Худоногова. Холсты каждого из этих прекрасных мастеров входят в собрание института.
Одним из первых художников, чье полотно «Утро родного города» легло в основание галереи института, стал народный художник России, член корреспондент Российской академии художеств, действительный член Петровской академии наук и искусств Валерьян Алексеевич Сергин (род. 1936). Вся его жизнь, все творчество связаны с пейзажным жанром, и самыми проникновенными стали холсты, посвященные Сибири. Сергин вошел в антологию не только сибирского, но российского искусства. Вошел как продолжатель традиций русской пейзажной школы, которую очень высоко ценит, считая ее величайшим достоянием русской культуры.
Любовь художника к своей земле безгранична, она – в каждом эпическом полотне и в каждом маленьком этюде. В коллекции института представлен и монументальный пейзаж, где образ Сибири выступает как образ могучего сурового величественного края, и его блестящие этюды.
К эпическим обобщенным полотнам можно отнести пейзаж «На Енисее. Осеннее утро». Осознание монументального величия сибирской природы достигается в этом полотне выразительными средствами. Плотная пастозная живопись, красивая теплая гамма, сверкающая всеми оттенками красно коричневых и золотисто-желтых цветов роскошной осенней тайги, панорамность, передающая беспредельные раздолья и мощь – все сплавлено в единый образ Сибири, суровый и прекрасный.
В творческом методе В. А. Сергина особое место занимает работа на природе. Пленэр для него - выражение созвучия с настроением, с временем года и суток. Каждый этюд – диалог с природой. Сергин стремится передать сложные цветовые и пластические отношения, непостижимость гармонии. Это предопределило и основной выбор сюжетных мотивов – любимыми были и остаются тонкие переходные состояния ранней весны, поздней осени, серебристой зимы. В собрании института находятся две великолепных работы живописца, передающие состояние влажного весеннего вечера: «Весна. Тихий вечер» и «Вечер за околицей». В них раскрывается яркое лирическое дарование В. А. Сергина. В этих холстах автор добивается живописной гармонии, которая вызывает богатые музыкальные ассоциации. Особенно привлекает полотно «Вечер за околицей». В нем все работает на образ – ритм, цвет, построение холста. Работа отмечена тонкой поэтичностью, задушевностью, является одной из самых красивых в собрании института.

 

главная || художники