РЯУЗОВ
БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ


...жизнь и творчество...

Ряузов Борис Яковлевич — художник-пейзажист, жанрист; народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств ССCР. Борис Яковлевич Ряузов родился первого июля 1919 года в селе Бирючья Коса Астраханской области. С 1939 г. по 1941 г. учился в Омском художественном училище у Т. П. Козлова. Участник выставок с 1940 года. С 1946 года жил и работал в Красноярске. Председатель Красноярского отделения Союза художников РСФСР (1948-63). Награждён дипломами и почётными грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Союза художников СССР и РСФСР. Участник краевых, областных, региональных, всесоюзных выставок. Первый из художников, живших за Уралом, избранный действительным членом Академии Художеств СССР. За серию картин «Исторические места в Сибири, связанные с жизнью и деятельностью Ленина» (1962-73 гг.), «Дом, в котором жил В. И. Ленин» и др. присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина. В 1978 г. преподавал в Красноярском государственном институте искусств. Скончался Б. Я. Ряузов 13 августа 1994 года. Похоронен на Бадалыкском кладбище г. Красноярска.

 

Значительное место в коллекции института занимает живопись народного художника РСФСР, действительного члена Российской академии художеств Бориса Яковлевича Ряузова (1919-1994). Ряузов – это целая эпоха в сибирском изобразительном искусстве второй половины ХХ века. Художник создал огромное число полотен, многие из которых прославили сибирское искусство далеко за пределами региона. Пейзажный жанр стал для художника основным и фактически единственным на протяжении всего его творчества, но получил у него абсолютно самобытное осмысление – все его пейзажное художественное наследие с полным основанием можно назвать историческим, пейзаж Б.Я.Ряузова раздвинул рамки сиюминутности. Его Сибирь – это не просто красота тех или иных ее уголков. Каждый холст – это размышление о вечном, о земле, на которой живем, в каждом развертывается в пространстве и во времени неторопливое, даже чуть замедленное повествование, раскрывается историческое видение художника-пейзажиста. В его работах нет внешней динамики, резких контрастов, его холсты всегда элегичны, но за этой внешней неторопливостью кроется глубокое осмысление не только изображаемой природы, но, прежде всего, исторических судеб края. Среди его живописных холстов трудно выбрать наиболее яркие – почти каждая картина, каждый этюд, даже самый малый – жемчужина, везде видна рука мастера. Таковы и работы из собрания института – «Утро. Тишина», «Долина», «Лосиные места», в которых художник умел добиваться выразительной передачи замысла через простоту сюжета, ясность композиции, используя при этом минимум изобразительных средств, главное из которых – великолепное цветовое решение холстов. Художнику свойственно было природное колористическое видение. Гамма в полотнах Б.Я.Ряузова действительно отличается богатством и мягкой нюансировкой неуловимых переходов, она построена на тончайшей гармонии, создавая в каждом холсте свой особый настрой. В передаче летних состояний художник ставит перед собой и решает разработку сложнейших цветовых отношений. Преобладающий его цветовой строй – удивительной чистоты и богатства различные оттенки зеленого от плотного оливкового или тончайшего серозеленого до переливов и яркости изумруда.
А в изображении зимних состояний, которые художник прекрасно знал, он удивительно образно умел передать сибирскую зиму с ее разнообразием снежных покровов, морозных туманов. Отсюда и его постоянное обращение на протяжении всего творчества к теме Севера. Почему именно Север? Видимо, связано это было с ностальгией, с воспоминаниями о детских и юношеских годах, проведенных среди вольных разливов низовий Оби. Север в работах Б.Я.Ряузова предстает не просто как край холодной величественной красоты, не это волновало художника, хотя его северные пейзажи удивительно красивы. Все новое, что приходило в эти края, все старое, что составляло жизнь холодной пустынной тундры, все это вошло в полотна Ряузова, соединилось в них, все оказалось пропущенным через историческое видение художника. Каждый пейзаж, посвященный прошлому или сегодняшнему дню Заполярья, – это холст размышляющего художника. («Тундра. Морозные дни»). Борис Яковлевич совершает длительные поездки в низовья крупнейших сибирских рек: Оби, Енисея, Иртыша. Путешествуя по берегам рек, по тундре, останавливаясь на факториях, в речных и морских северных портах, художник бесконечно много работал, создавая множество этюдов в самых разных, порой очень трудных условиях.
Почти всегда в его холстах присутствует человек или его присутствие ощущается по каким-либо следам его деятельности. Даже в чисто пейзажных холстах, где властвуют стихии воды, льда, снега, обязательно будет человеческое тепло: полупризрачная как мираж деревенька вдали, лодки на берегу, манящий уют теплых дымков. Яркое цветовое пятно на общем темном фоне (свет в окне, дальний огонек маленького костерка) впоследствии становится характерным приемом Б.Я.Ряузова. И в каждом отдельном случае этот источник света воспринимается по-разному – то это цветовой центр композиции, который поднимается до символа, то маленький далекий огонек человеческого тепла среди северной зимы, то холодное пятно зимнего солнца, едва пробивающегося сквозь морозный туман. К теме Севера художник обращался на протяжении всей своей жизни, каждый раз открывая для себя все новые возможности рассказать о непростых исторических судьбах и удивительной красоте этого края.

 

главная || художники