РЯННЕЛЬ
ТОЙВО ВАСИЛЬЕВИЧ


...жизнь и творчество...

Тойво-Отто Васильевич Ряннель родился в 1921 году в деревне Тозерово на Ладоге в финской крестьянской семье. Предки его пришли в эти места из области Саво, что на севере Финляндии. В 1931 году семья будущего художника была репрессирована и выслана в Сибирь в Удерейский район Красноярского края на вечное поселение. Учился в Южно-Енисейской политехнической школе, в Омском художественном училище. С 1947 года – член Союза художников. Первая персональная выставка состоялась в 1960 году, участвовал во многих республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Сибирь явилась для Тойво не только местом ссылки, но и землей обетованной, где художник создал целый ряд знаковых эпических полотен: "Горные кедры", "Рождение Енисея", "Угрюм-река", "Тропа великанов", "Сердце Саян" и др. В 1993 году состоялась гражданская реабилитация художника. В 1995-м он переехал на свою историческую родину в Финляндию. Его работы находятся в собраниях многих художественных музеев России и в частных коллекциях других стран.
Т.В. Ряннель – автор книг стихов и мемуарной прозы, член Союза российских писателей.

Формируя коллекцию живописи художников Красноярска, сотрудники института целенаправленно сосредотачивают внимание, прежде всего, на пейзаже, уходят от собирания всех живописных жанров. И если в коллекции есть несколько портретных работ, то эти произведения посвящены знаковым людям Красноярска и института, выполнены на самом серьезном профессиональном уровне крупнейшими мастерами красноярского искусства.
Сразу же при входе на центральном месте посетителей встречает портрет В. П. Астафьева кисти народного художника России, почетного члена Российской академии художеств Тойво Васильевича Ряннеля (род 1921). В. П. Астафьева и Т. В. Ряннеля долгие годы связывали очень теплые отношения. Когда-то В. П. Астафьев на выставке Т. В. Ряннеля сказал о нем: «Есть такое хорошее слово – «кореш». Единственное из блатных, которое я принимаю целиком, которое бы внедрил. Вот Ряннель – это корешок, он жил здесь, мы не часто встречались. Я человек занятой, он работает много, но ощущение в душе очень хорошее от одного только сознания того, что Тойво где-то рядом, что он всегда работает». Астафьева писали многие художники. Неизъяснимое притяжение этой яркой личности заставляло всех художников, входивших в огромный круг близких Виктору Петровичу людей, браться за кисть, за резец скульптора, чтобы запечатлеть, сохранить для потомков хотя бы отголоски того бесконечного обаяния силы, глубинности, мудрости в сочетании с удивительной простотой и легкостью общения. Астафьев неотделим от Сибири, от сибирской природы, поэтому чаще всего его живописные портреты выполнены на фоне Енисея, далеких гор, немереных сибирских просторов. Таков и портрет Т. В. Ряннеля. Панорамный пейзаж за спиной писателя, величественность прекрасной природы как бы сливаются воедино с образом Астафьева, раскрывая величие и внутреннюю монументальность личности.
Изображение В. П. Астафьева – одно из немногих, выполненных Т. В. Ряннелем в портретном жанре. Главным направлением в искусстве художника является пейзаж Сибири, которому Ряннель посвятил десятки творческих лет. Через жанр пейзажа он раскрывает свое восторженное отношение к сибирской природе – к Саянам, к Енисею, к сибирской тайге. Почти за шестьдесят лет творческого труда Ряннель написал сотни полотен, акварелей, раскрывающих неповторимое очарование сибирской природы. Несколько его пейзажных холстов вошли в собрание института повышения квалификации работников образования.
Прежде всего, это пейзажи, посвященные Саянам. Именно Саяны, навеяли монументальные образы, которые в дальнейшем прославили сибирское искусство далеко за рубежами нашего края. Здесь Ряннелем было создано множество холстов, акварелей и рисунков, раскрывающих безмолвное величие неприступных скал, каменных россыпей, хрустально-чистых озер, своенравных горных рек, бескрайних, уходящих в горизонты зелено-голубых таежных далей. Захватывало дух от этой неприступной красоты, от этого царства вечности, где властвуют камень, ветры, могучие, искореженные, но прекрасные в своей стойкости деревья.
Ряннель видел Саяны и суровой морозной зимой с леденящими ветрами, и пышной осенью, но красочное богатство цветущих Саян в летнюю пору особенно привлекает живописца. Роскошный ковер цветущего кипрейника, полыхающие разливы жарков, сочное крупнотравье саянской тайги переданы в красивых живописных этюдах «В саянской тайге», «Саяны. Цветут жарки». Его знание особенностей, понимание характера сибирской природы позволяют ему создавать выразительные в своей образности и одновременно точности живописные и графические работы. Даже в небольшом графическом наброске художник умеет несколькими штрихами передать красоту, мощь и силу могучих саянских кедров («Кедры на Кулумысе»).
В своем вступительном слове к альбому Т. В. Ряннель предлагает художникам давать институту свои работы для временного экспонирования. И он сам стал первым, кто сделал такой шаг. Сейчас в институте открыт зал, в котором экспонируется двенадцать работ живописца, переданные им на долговременное хранение в собрание института.

 

 

"Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования уже давно на своем профессиональном флаге поднял очень сердечный и поэтический постулат: «С прекрасным к совершенству», — италантливые руководители института методически своевременно и правильно приблизили искусство к практическим занятиям курсантов. Не имея специальных средств для создания картинной галереи, они «с миру по нитке» создали очень серьезное собрание произведений красноярских мастеров искусства. Любые курсы повышения, семинары кратковременны. Представители далеких очагов образования не имеют возможности и времени на экскурсии в городские музеи и галереи. Здесь в институте они видят ежедневно около двухсот работ хороших и разных живописцев, графиков и мастеров прикладных искусств. Дни, проведенные на занятиях в институте, как-то само собой становятся спонтанным пребыванием в сфере красоты — это бесследно не проходит! Все так просто! Но это существует только в Красноярске. Любо! Хвала! Спасибо Вам, Просветители народные!"
Ряннель Т.В.

 

 

главная || авторские аудитории