Основатели
***
 Пель Игорь Поликарпович
 
 

Судьба подарила мне радость общения с удивительными людьми, авторами произведений, с которыми вы знакомитесь в этой галерее. Это мои ученики и коллеги, мои друзья и добрые знакомые.
Я учитель литературы. Двадцать лет проработал в красноярской средней школе №48. Десять лет из них совмещал работу в красноярском художественном училище имени В.И. Сурикова. На моих глазах развивался творческий дар студентов училища, будущих известных красноярских художников. Моими коллегами были именитые мастера изобразительного искусства А.П. Лекаренко, Ю.И. Худоногов, Е.С. Кобытев, Ю.И. Якубовский, В.А. Сергии, искусствоведы И.М. Давыденко, В.И. Ломанов.
Около сорока лет я работаю в Институте повышения квалификации работников образования. Именно здесь мне не могла не прийти мысль коллекционировать произведения красноярских художников. Эта мысль жила во мне. Но озвучил я ее в связи с худшим в истории Института ремонтом. Какие-то халтурщики (это было двадцать пять лет назад) кое-как наляпали, намазали на стены тошнотворного цвета краску. Юрий Евгеньевич Васильев (он тогда был директором Института) схватился за голову. И тут выяснилось, что к нам едет комиссия из Москвы. Времени оставалось мало, переделать ничего уже невозможно. И тогда я предложил заказать, приобрести большого размера картины, которые прикрыли бы это безобразие, отвлекли внимание от стен, облагородил помещение.
Другой бы директор руками замахал зачем это нужно? А Юрий Евгеньевич задумался только об одном как исхитриться добыть на эту покупку денег, потому что безвременно ушедший от нас, он всегда был одержим идеей создания в Институте особой духовной атмосферы, которая обогащала бы слушателей курсов. Он ратовал за то, чтобы педагоги повышали свою квалификацию в соприкосновении с искусством.
И вот были приобретены четыре картины талантливых живописцев: Бориса Белого, Антона Довнара, Геннадия Горенского и Валерьяна Сергина. А когда первое, еще не высохшее полотно Геннадия Горенского повесили на стену, реакция зрителей была такой, что стало ясно надо и дальше приобретать произведения изобразительного искусства, создать в институте художественную галерею. Чтобы выдержать уровень коллекции, решили приобретать работы только красноярских авторов.
Едва коллекция сформировалась, как тут же появились весьма выгодные предложения ленинградских и московских художников. Их картины были действительно великолепные. Решили: свои значит свои. Коллекция обязана быть избирательной, иначе это уже не коллекция.
Приятно сознавать, что произведения авторов нашей коллекции находятся во многих музеях и частных собраниях России и зарубежных стран.
Сначала коллекцию пополняли исключительно пейзажи и натюрморты. Но однажды я и Юрий Евгеньевич обменялись личными ощущениями: с коллекцией что-то не так. С этого момента в галерее стали появляться портреты.
Помогли «оживить» коллекцию необыкновенно теплые портреты кисти Валерия Рослякова с изображением детей и, конечно, картины Юрия Деева с их причудливыми сюжетами и героями.
Картинной галерее повезло. Идею ее создания поддержал начальник главного управления образования края Степан Петрович Аверин. Он с заинтересованностью смотрел, как галерея обогащается новыми произведениями. Больше того, в 1991 году он от управления подарил Институту тридцать пастелей букетов заслуженного работника культуры России Аллы Николаевны Орловой, почти всю ее персональную выставку. Изящные пастели Аллы Орловой украсили отдельную авторскую аудиторию зал Орловой, дополняющую основную экспозицию галереи. Здесь занимаются слушатели Института. Букеты Орловой создают особую ауру тепла и задушевности.
В 1996 году Степан Петрович Аверин стал ректором Института. Как ректор он не представлял жизни института повышения квалификации без этой галереи и ее пополнения. Как-то он сказал: «Не думал, что со временем узнаю страсть коллекционирования». Именно при Степане Петровиче Аверине было приобретено значительное количество художественных работ, которые обогатили галерею, и открыта вторая авторская аудитория зал народного художника России Тойво Васильевича Ряннеля.
Каждая работа Ряннеля вызывает восхищение. А здесь небольшая, но персональная выставка.
Галерее снова повезло. Новый ректор Института Павел Аркадьевич Сергоманов как что-то очень близкое, родное принял художественную коллекцию Института. При нем уже появилось несколько великолепных работ художников и открылась третья авторская аудитория зал заслуженного художника России Валерия Иннокентьевича Кудринского. Это необыкновенно цельная, выразительная композиция из одиннадцати акварельных пейзажей и удивительным портретом Виктора Петровича Астафьева. Да, это Астафьев, каким мы его знаем, с его думами и душевной болью. Композиция необычно созвучная русской поэзии. Не случайно под каждой акварелью помещены поэтические строки известных русских поэтов.
Как-то вместе с Валерием Иннокентьевичем в перерыве между занятиями захожу в его авторскую аудиторию. Она вся заполнена слушателями курсов. Через несколько минут начнутся занятия. «Вы кто?» спрашивают нас. «Перед вами автор этих работ заслуженный художник России Валерий Иннокентьевич Кудринский». Все встали и зааплодировали. «Нравится?» - спрашиваю. - «Очень». - «Не мешают занятиям?» - «Наоборот! Вызывают эмоциональный настрой. Спасибо Вам, Валерий Иннокентьевич».
Сегодня в коллекции Института более 200 произведений красноярских художников. Главная часть из них расположена в основной экспозиции галереи и авторских залах, остальные в рабочих кабинетах и общежитии.
У Козьмы Пруткова есть мудрое изречение: «Нельзя объять необъятное». И все-таки хотелось бы видеть в галерее еще произведения известных красноярских художников.
Наверное, все мы четверо: Юрий Евгеньевич, Степан Петрович, Павел Аркадьевич и я могли произнести: «Это счастье собирать картины, не для себя, а для людей».
Память сердца хранит многие эпизоды, связанные с галереей. Незабываемы посещения с Юрием Евгеньевичем, Степаном Петровичем, Павлом Аркадьевичем художественных выставок и мастерских художников. Результат посещения новая картина и нередко подарок для институтской галереи. Ведь настоящему творцу далеко не безразлично, где находятся его работы. В коллекции Института более 30 подарков, подарков действительно удивительных.
Разве забуду я свои путешествия экскурсии по картинной галерее, когда знакомил с нашей коллекцией руководящих работников министерства образовании России, многочисленных гостей Института из стран зарубежья и других регионов России. Но наибольшее удовлетворение у меня вызывают путешествия экскурсии с педагогами края.
В Институте нет книги отзывов о галерее. Но если бы она была, то эта книга была бы с сотней страниц со словами восхищения и благодарности.
Прохожу по нашей галерее, смотрю на произведения, выставленные в ней. Для меня это не полотна и графические листы, а живые люди я разговариваю с ними, вспоминаю встречи с их создателями. В них моя жизнь.
Галерее института 25 лет. За эти годы имели радость приобщиться к замечательным произведениям красноярских художников работники образования края, многие из них не по одному разу.
В разное время его гостями были известные деятели края и страны: вице-премьер Правительства России Валентина Матвиенко, министры образования России Г.П. Веселов, А.А. Фурсенко, многие заместители министра, главный редактор «Учительской газеты», ответственные редакторы РАО, руководители региональных институтов повышения квалификации, их заместители.
Из красноярцев, прежде всего, авторы произведений, входящих в экспозицию галереи, творческие работники, ученые, губернаторы края А.И.Лебедь, А.Г. Хлопонин, заместители председателя крайисполкома В.Н. Семенов, В.Н. Иванов, заместители губернатора края Н.И. Кольба, В.П. Шишмарев.
С галереей познакомились педагоги, ученые из Англии, США, Китая, Нидерландов, Болгарии.
Все, кто имел возможность увидеть произведения изобразительного искусства, давали очень высокую оценку значимости галереи в подобном учреждении.

Игорь Поликарпович Пель, заслуженный педагог Красноярского края Кавалер золотого юбилейного знака института.


главная || основатели