ДЕЕВ
ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ


...жизнь и творчество...

Деев Юрий Дмитриевич, живописец, член Союза художников СССР (1975). Родился 13.11.1944 в г. Топки Кемеровской области. Умер 30.12.1998 в г. Красноярске. Окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова (1971). Художник яркого образного стиля, в картинах которого сибирская деревня окрашена особым фольклорным началом и ироничной философией. Участник художественных выставок с 1971 г. Жил и работал в г. Красноярске с 1980 г.

И еще один самобытный и неповторимый художник, сыгравший в искусстве края заметную роль, оставил память о себе в собрании института. Этот художник – Юрий Дмитриевич Деев (1944-1998). В экспозиции он представлен двумя работами: «Суббота. Банный день» (1992) и «Мыслитель» (1995).
Персонажей своих небольших холстов Деев находил в сибирской глубинке. Началось это в 1989 году, когда художник предпринял большую поездку по сибирским селам. Он увидел умирающие деревни, разрушенные церкви, заросшие крапивой убогие улочки, стариков, живущих в этих забытых Богом деревнях. Но в глазах этих стариков светились доброта и лукавство, они удивляли земной мудростью и наивностью. Жизнь этих простых людей сама запросилась на холсты. Так начался большой цикл работ, с которым художник не расставался до своих последних дней.
Эти жители сибирских сел словно сошли со страниц русских сказок – простодушные, лукавые, веселые и грустные, живущие в ладу со своим внутренним миром. Наиболее частый персонаж – Георгий, колоритный русский дед, мастеровой и художник, мечтатель и фантазер. Таким он предстает и в работах из собрания института. Все герои Деева объединены одним – душевной красотой, удивительно светлой образностью. Юмор и добрая лукавинка, грусть и любовь живут в картинах художника. Автор находит новые повороты, неожиданные мотивы, сочетая реальность со сказкой. В неторопливом повествовании холстов, как и в жизни находится место земным заботам, причуде, поэзии, частушке, радости и скорби. Его герои живут в ярком красочном кругу лоскутных одеял, добрых собак, горластых петухов, веселых ставенок и всего того прекрасного, радостного и трагического, что дарит жизнь.
Видя первый раз полотно, радуешься как встрече с ожившей сказкой, но более внимательный взгляд вдруг открывает новые пласты, в которых находится место не только радости, но и другим чувствам – где-то легкой грусти, где-то скорби, где-то глубоким размышлениям.
Отношение автора к миру чистых, наивных, но мудрых людей нашло адекватную форму в условно-примитивной манере живописи. Образный язык его небольших холстов впитал живые традиции русского сказочного фольклора, народного искусства.

 

 

главная || художники